Художественная образность и философия в кинокартинах Арсения Тарковского

23.04.2023

БКФ 2023«Счастье для всех. Даром, и пусть никто не уйдет обиженный»- с такими словами хотел обратиться герой, дошедший до самого сердца Зоны, к загадочному Шару, исполняющему любые желания, в концовке романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это произведение классиков советской фантастики послужило основой для одного из самых известных фильмов Андрея Тарковского «Сталкер». Однако знаменитый режиссер далеко ушёл от текста первоисточника, убеждая писателей неоднократно переписывать сценарий.

В чём творчество мастеров Золотого века русской литературы повлияло на художественную образность и философию одного из лучших отечественных кинодраматургов - сына последнего поэта Серебряного века (по мнению многих критиков) Арсения Тарковского? Что общего между «Солярисом» Лема, одноименным фильмом Тарковского и произведениями Достоевского? Как в финале фильма «Андрей Рублёв» (в авторском варианте названном «Страсти по Андрею») отразились размышления Андрея Тарковского о создании обновленной общечеловеческой религии, которая поднимает человека на уровень Бога-творца, в качестве бессмертного создателя и преобразователя природы и всего сущего? Кто должен был играть главные роли в одобренном Госкино СССР проекте экранизации «Идиота» Достоевского, предложенном Тарковским в середине 1970-х годов?

БКФ 2023Эти и многие другие сюжеты развил в своей лекции «Творчество Андрея Тарковского и русская литература 19 века» Игорь Евлампиев - доктор философских наук, профессор кафедры русской философии и культуры Санкт-Петербургского государственного университета, прошедшей накануне в областной научной библиотеке.

Глубокий и содержательный анализ идейно-философских истоков творчества Тарковского, предпринятый Игорем Евлампиевым, прекрасно иллюстрирует тезис, озвученный им ранее на заседании секции Балтийского Культурного Форума: «Нам не нужно мучительно и долго изобретать какую-то национальную идею - она давно уже существует, созданная трудами поколений русских писателей, учёных и философов. Следует просто внимательно и вдумчиво знакомиться с их произведениями».

Вдумчивый исследователь непременно покажет слушателям или читателям всю цепочку промежуточных умозаключений, из которых формируется гипотеза, подобно великому сыщику Шерлоку Холмсу, именно так излагавшему основы своего "дедуктивного" (с точки зрения философской терминологии правильнее - индуктивного) метода. При этом аудитория наравне с исследователем участвует в поиске истины, может уточнить выводы специалиста, обеспечивая столь желанную многими ораторами обратную связь, а не просто получает готовые идеи, не подлежащие критике.

БКФ 2023Игорь Евлампиев - известный специалист по истории русской философии и культуры, автор трудов о творчестве Толстого и Достоевского, истории принятия христианства на Руси. В своей книге "Художественная философия Андрея Тарковского" он ставит режиссера в один ряд с крупнейшими отечественными мыслителями. По мнению спикера, Тарковский интуитивно воспринял такие характерные особенности русской философии, как неприятие строгих форм, наукообразности, отвлеченных спекуляций и тягу к художественно-визуальной образности.

Через своего отца - поэта, философа, мистика, человека трагической жизненной судьбы - Арсения Тарковского - Андрей унаследовал лучшие традиции литературы 19 века. Идейное наследие писателей Золотого века, прежде всего Толстого и Достоевского красной нитью прошло через все творчество Тарковского. Об этом говорил, в частности, Станислав Лем, категорически не согласившийся с режиссерской трактовкой своего "Соляриса". Знаменитый польский фантаст, философ и футуролог отмечал, что в своем лучшем романе ставил темы Контакта, границ познания, кантианской вещи-в-себе, а у Тарковского вышло некое переложение "Бедных людей" Достоевского.

Лектор отметил, что Тарковский не заимствовал напрямую сюжеты классических текстов, поэтому связь с титанами русской словесности выявляется опосредовано. В этом помогают дневники режиссера, которые он вел с 1970 года, выпущенными под общим названием "Мартиролог Андрея Тарковского". Так уже в первых записях апреля 1970 года в самый разгар работы над»Солярисом» кинематографист указывает, что хотел бы снять фильм о Достоевском или экранизировать какой-то из романов его Пятикнижия. "Достоевский может стать смыслом всего что я хочу сделать в кино ". На роль писателя планировался Анатолий Солоницын. По сценарной задумке события реальной жизни Достоевского причудливо переплетались со сценами из "Идиота".

Финал фильма Тарковского "Солярис", повторяющий сюжет картины "Возвращение блудного сына", совершенно противопоставлен пафосу Лема и решён вполне в духе Достоевского. Герой на просторах мыслящего Океана встречается со своими, давно покинутыми и, вероятно, умершими родственниками, возвращаясь в родной дом и воссоединясь со своим прошлым. Так, благодаря жертве человека, который отдал все свои потаенные мысли на исследование гигантскому разуму Соляриса, он стал способен перечеркнуть смерть и вернуться к самым родным людям в содружестве с животворящей силой Океана. Подобная попытка Контакта с потенциальным внеземным разумом была предпринята и в реальности в недавнем прошлом. На знаменитых золотых пластинках "Вояджеров" по инициативе выдающегося ученого Карла Сагана в бесконечное путешествие по морям бесконечного космоса были отправлены волнующие послания от нашей цивилизации, включая и запись мозговых ритмов влюбленного человека. Так, не в первый и не в последний раз в истории, благодаря достижениям науки и безграничной вере в человеческие возможности осуществляют самые смелые мечты писателей.