В заключительный день работы Пятого Балтийского форума перед молодыми специалистами учреждений культуры нашего региона выступил заместитель директора Московской губернской универсальной библиотеки, куратор Центра социальных инноваций в сфере культуры «Библиотека наследия» (г. Коломна), кандидат культурологии Андрей Лисицкий. В формате проектной лаборатории по работе с культурно-символическими ресурсами спикер поделился своим богатым опытом в сфере социокультурного проектирования.
Как действующий проектировщик, связанный с интерпретацией объектов культурного наследия в режиме государственно-частного партнёрства, Андрей Викторович отметил, что для формирования культурного кейса важны материальные, человеческие и символические возможности. В подмосковной Коломне существует уникальный международный проектный и информационно-образовательный центр «Библиотека наследия». Библиотека систематизирует и популяризирует лучшие практики по выявлению культурно-символического капитала исторических территорий. Схожие задачи решает и Деловой клуб «Наследие и экономика», в котором Андрей Лисицкий занимает пост вице-президента. Это сообщество владельцев и инициаторов по восстановлению исторических объектов и территорий, авторов проектов на основе материального и нематериального наследия. Собираются интересные кейсы по всей стране и создаётся единая база данных.
Наиболее востребованы проекты, связанные с местным культурно- символическими реалиями - "гениями места". Такие сюжеты всегда интересны жителям и гостям территории, да и региональные или муниципальные власти охотнее выделяют под это средства. Можно использовать и вымышленные символы, такие как Прусский Кот или Кальмары, вылезающие из легендарных васюганских болот на просторы Томской области (последних при известной фантазии можно сопрягать с излюбленными животными символам японской национальной культуры). Важно, чтобы такая воображаемая реальность опиралась на традиции региона. Из символических ресурсов, связанных с наследием, следует извлекать современные смыслы, отвечающие запросам места и времени. Так, образ знаменитого изобретателя Кулибина оживает в проектах, связанных с его родиной - Нижним Новгородом. Другой ресурс великого механика - в энциклопедичности и многогранности его деятельности. Для Калининграда таким возможным источником культурных проектов является фигура легендарного писателя и публициста А.Т. Болотова.
Через создание эмоциональных матриц проектировщики культурных пространств ведут людей в увлекательное путешествие внутрь другой личности или самого себя. Так в одном из музеев Коломны гостей встречает уникальный живой экспонат - "Купец Чуприков". Все началось с того, что армейский полковник, выйдя в отставку, пришел работать в музей садовником и открыл в себе удивительные актерские таланты. Теперь это один из наиболее узнаваемых брендов старинного города. Актер-самородок ныне практически слился со своим персонажем, научился играть на баяне и говорить языком купцов из советских фильмов по сочинениям писателя Вячеслава Шишкова. Однако злоупотребление вымышленными ресурсами не приветствуется профессионалами культурного строительства. Всегда лучше создавать проект на реальных фактах и событиях. Легенды создаются долго и зачастую случайно, а подделку сразу видно. При этом для проектов в сфере культуры важна образовательно-просветительская функция, а она может строиться только на реальных фактах.
В завершение участники мероприятия провели интересную дискуссию о калининградских Хомлинах, которые выросли из разработки компьютерной игры и всего за несколько лет стали новым символом городского пространства.