Деловая программа первого дня Международной библиотечной философской школы продолжилась в стенах нашего учреждения.
«У человека, когда он выполняет обычную деятельность, всё происходит с участием малого количества нейронов. Однако есть вид деятельности, которая вовлекает весь мозг — это творчество» - писала российских нейрофизиолог Наталья Бехтерева. Эти слова выдающегося ученого можно считать лейтмотивом первого дня работы Международной библиотечной философской школы.
«Темы, которые мы будем сегодня обсуждать крайне животрепещущие и важные для всего профессионального сообщества работников культуры» - отметила в приветственном слове директор главной библиотеки калининградского региона Е. В. Кошемчук.
О концептуальных подходах цифровой трансформации библиотеки в онлайн-формате рассказал доктор педагогических наук, доктор социологических наук, действительный член Международной Академии информатизации, главный научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки, профессор Андрей Каптерев (Москва). Он подчеркнул, что в эпоху цифровых технологий оценка цифровой зрелости библиотек имеет важное значение в обеспечении их статуса и эффективности. Регулярные оценки помогут библиотекам отслеживать динамику изменений и согласовывать свои стратегии с меняющимся цифровым ландшафтом. Видный исследователь в увлекательной форме рассказал о нормативных документах, регулирующих ход цифровизации библиотечных учреждений, особо остановившись на элементах функционального бенчмаркинга в управлении этим многофакторным процессом. На текущем этапе модернизации всего библиотечного дела решающее значение имеет уровень компетенций библиотечных специалистов, степень их понимания (и признания) ценности современных информационных технологий и готовность применять их в работе.
«Технологии столь быстро меняются, что библиотеки и другие учреждения культуры просто не поспевают за ними». Потому цель цифровой трансформации в наши дни — это достижение цифровой зрелости, как способности самостоятельно осваивать и быстро внедрять технические новинки в повседневную практику. Причем многочисленные гаджеты, элементы дополненной реальности и другие цифровые изюминки — не самоцель, а имманентная составляющая клиентоориентированного подхода, который становится магистральным направлением развития библиотек во всем мире.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Людмила Савич (Казань) представила слушателям доклад по двум взаимосвязанным темам «Институциональная матрица как инструмент продвижения чтения» и «Библиотерапия в новой технологической среде». Усреднённо от 60 до 90% россиян читают на регулярной основе. После пандемии отмечен взрывной рост чтения на интернет-площадках и в электронных библиотеках. В 2022 году Россия вошла в число стран-лидеров по числу читающего населения и объемам издаваемой книгопечатной продукции. По данным разнообразных социологических исследований чтение сохраняет и увеличивает популярность в молодежной среде. По мнению спикера, библиотекам наравне со «смежниками» - книгоиздателями, книготорговцами, работникам пиар-служб следует развивать новую культуру отношения к Книге под слоганом: «Покупай эмоции — а не вещи». На степень интереса к чтению влияют объективные социальные, политические, экономические условия, которые можно смоделировать в виде институциональной матрицы. Среда, семья, школы и вузы, коллективные стереотипы в обществе — вот те факторы, что определяют глубину читающего слоя в каждой стране.
Кандидат педагогических наук, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», вице-президент «Лиги образования», член Правления Российской библиотечной ассоциации (РБА) Татьяна Жукова (Москва), посетившая научную библиотеку в августе этого года, «от имени 40-тысячной армии российских школьных библиотекарей» выступила с новым сообщением «Заглянем за горизонт: через библиотеки в будущее», подробно осветив тему целевых ориентиров библиотек и творческого подхода в работе с детьми и молодёжью. «Развивайте нейронные связи» - эмоционально призвала слушателей переполненного лекционного зала спикер.
Лектор отметила, что ныне мы наблюдаем процессы конвергенции, интеграции ранее поспешно разделенных дисциплин и отраслей знания. По мнению ученых с мировым именем библиотечное дело входит в суперкреативное ядро профессий. Продвинутые и неравнодушные к своему призванию библиотекари — специалисты будущего. Они «лидеры — люди, порождающие новые смыслы, носители устремленного в будущее — форсайтного — мышления».
На протяжении жизни одного поколения интернет-пространство незримой оболочкой обволокло всю планету, подобно ноосфере Вернадского. Ученый-энциклопедист гениально прозрел наши дни, когда любая высказанная мысль в мгновение становится известной всему человечеству. Человечеству, связанному в единое информационное поле мириадами нитей великой всемирной паутины. В этой связи задача библиотекаря — формировать информационную грамотность. Мы все должны помочь детям, у которых нет своего опыта проб и ошибок, создать систему внутреннего фильтра, подключить свое сознание к многовековому трансгенотексту.
Выступления завершились активным обсуждением поднятых коллегами вопросов. Впереди - ещё один насыщенный день и новые знания.