Новый вебинар из цикла «Методическая среда», прошедший 9 декабря 2020 года, был посвящен теме методической работы в библиотеке. Гостем встречи стала Слава Григорьевна Матлина, библиограф и библиотековед, кандидат педагогических наук.
«Что мы ждем от методической работы? Какие смыслы стоят за методической работой? Методическая работа – это идеология методической деятельности», – говорит Слава Григорьевна. Сложилась ситуация, когда нет чёткого представления о смысловом содержании понятий «методическая деятельность», «методика», о реальных задачах и возможностях специализированного подразделения библиотеки – методический отдел. На вебинаре мы говорили о смысловом содержании понятий «методическое руководство», «методика», методическая помощь, «методическое обеспечение» и «методическое сопровождение». Слово «сопровождение» несёт в себе важный для существа методической деятельности смысл.
«Сопровождать (или, по В. И. Далю, «сопутствовать, идти вместе») – можно только человека идущего, а значит, двигающегося вперёд, развивающегося. Стоящего на месте сопровождать невозможно».
В своем выступлении Слава Григорьевна говорила о Миссии методической работы. «Методическая деятельность необходима потому, что отражает многообразное эмпирическое знание о библиотечном деле – систематизированное, относительно полное, покоящееся на фактах, законах, теоретических положениях. Это знание можно характеризовать как профессионально ориентированную картину мира, что позволяет выделить упорядочивающее начало методической работы, её нормативно-организующую сущность. Придя в любую библиотеку, или обратившись в неё через удалённый доступ, человек вправе получить перечень основных услуг, воспользоваться ресурсами, формируемыми и организуемыми в соответствии с едиными стандартами. Методическая деятельность в этом смысле характеризуется как созданный практикой и опробованный на протяжении десятков лет механизм сохранения и дифференцированного воспроизводства профессиональных норм и ценностей».
«Мы живем в условиях конкуренции, и наша задача – осваивать новые сегменты единого культурно-информационного пространства своего региона. Мы много рассуждаем о едином культурном пространстве и месте в ней библиотеки. Но при этом чаще всего забываем, что наряду с едиными методологическими основаниями, целями и задачами, значимым фактором интеграции родственных социальных институтов выступает общность методик и технологий, их взаимосвязь». Слава Григорьевна говорила об интегративной сущности методической работы: задача методической работы – интеграция с сопредельными социально-культурными институтами (школами, ВУЗами, музеями, архивами и др.) за счет общности методик и технологий. Это приводит к освоению новых сегментов единого культурно-информационного пространства (города, области).
«Методическая работа – главная скрепа единого профессионального информационно-коммуникационного пространства».
На вебинаре мы говорили об идеологической природе методической работы. Методист – идеолог библиотечной деятельности, генератор идей. У библиотеки нет аналогов среди социальных институтов. Контролирующая функция методиста теряет свою приоритетную роль. Сегодня главная задача – через мотивацию сотрудников настраивать на позитивное развитие библиотеки. Также рассматривали инструментарий методической работы, основные функции методики, важность рефлексии, технологии и различия между ними.
Слава Григорьевна рассказала об отличиях между традиционными и современными представлениями об основных направлениях и содержании научно-методической работы, о необходимости новых подходов к совершенствованию непрерывного образования сотрудников библиотек.
На наши вопросы: как «вырастить» методиста, на кого обратить внимание, по каким критериям выбирать из сотрудника на должность методиста, Слава Григорьевна ответила, что методист – это человек, который умеет сам организовать свой участок работы, работающий с коллегами «на равных», умеющий анализировать, обладающий образным мышлением, искусством диалога, чувством юмора, иронией и самоиронией, интересом к жизни, новизне, работе, имеющий желание учиться самому и учить читателя пониманию. Поэтому необходимо долго и упорно растить методиста в собственных коллективах.
Встреча состоялась в формате онлайн-общения. Участниками встречи стали более 70 руководителей и специалистов библиотечных учреждений Калининградской области.