Шпаликов, Г. Ф. Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма [Текст] / Г. Ф. Шпаликов ; сост. Л. Быков ; худ.: В. Брагин, А. Мохин. - Екатеринбург : У-Фактория, 1998. - 654 с. : ил., портр. - (Зеркало. 20 век).
6 сентября 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения советского киносценариста, режиссёра, поэта Геннадия Федоровича Шпаликова (1937-1974).
Геннадий Федорович Шпаликов родился 6 сентября 1937 г. в городе Сегежа, в Карелии. Отец, Федор Григорьевич, был военным инженером и в тот период строил Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат. В 1939 г., после завершения строительства, семья Шпаликовых переехала в Москву. Во время войны мать с сыном были эвакуированы под город Фрунзе. В 1944 г. отец погиб в Польше, по другим данным пропал без вести в конце войны в Германии. В 1945 г. Геннадий поступил учиться в московскую школу, но через год как сын, погибшего на фронте офицера был направлен в Киевское суворовское училище. Окончив его в 1955 г., был направлен учиться в Московское Краснознаменное училище им. Верховного Совета РСФСР. Через год на батальонных учениях повредил ногу и по состоянию здоровья был комиссован из армии. В 1956 г. поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1961 г.
Стихи Г. Шпаликов начал писать ещё в Киевском Суворовском военном училище.
В 1964 г. по его сценарию вышел фильм «Я шагаю по Москве», ставший явлением в кинематографе шестидесятых годов. Геннадий Шпаликов приобретает громкую известность как сценарист. В 1965 г. выходит ещё один знаковый фильм по его сценарию «Застава Ильича» под измененным после хрущевского скандала названием «Мне двадцать лет». В том же году его друг Виктор Туров ставит «Я родом из детства». Фильмы по сценариям Шпаликова снимают ведущие режиссеры Советского Союза: Г. Данелия, М. Хуциев, Ю. Файт, Л. Шепитько, С. Урусевский.
В 1966 г. Геннадий Шпаликов снял свой первый и единственный фильм по собственному сценарию «Долгая счастливая жизнь», который получил премию на фестивале авторского кино в Бергамо (Италия).
Специалисты считают, что в начале семидесятых, с концом «оттепели», Г. Шпаликов «явно не вписался в атмосферу застоя и приспособленчества». 1 ноября 1974 г. он покончил с собой в Доме творчества в Переделкино, навечно оставшись молодым символом шестидесятников.
В фонде редких книг в коллекции И. И. Атамась имеется сборник Геннадия Федоровича Шпаликова «Стихи. Песни. Сценарии. Роман. Рассказы. Наброски. Дневники. Письма», вышедший Екатеринбурге в серии «Зеркало. ХХ век» в 1998 г.
Предваряет сборник стихотворение Геннадия Шпаликова «Утро»:
Не верю ни в бога, ни в черта,
Ни в благо, ни в сатану,
А верю я безотчетно
В нелепую эту страну.
Она чем нелепей, тем ближе,
Она – то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.
Жизнь и творчество Г. Ф. Шпаликова можно охарактеризовать выдержками из книги литературного критика В. Г. Бондаренко «Последние поэты империи».
***
«Он опередил свое поколение детей 1937 г. и нырнул в творчество в ту пору, когда в литературе ещё не господствовало ни ирония, ни игра, ни двойственность семидесятых. Он остался в хрущевском романтизме военного детства, которое его сформировало. Взрослым он становиться не пожелал, не захотел терять наивный, чистый взгляд на мир».
«Начало творчества Шпаликова соединилось с концом сталинской эпохи, с атмосферой большой открытости и раскованности, с новым стилем шестидесятников…
По сценариям Шпаликова были поставлены фильмы «Мне двадцать лет» и «Я шагаю по Москве», ставшие известными. Тогда же страна запела незатейливые шпаликовские песенки «Пароход белый-беленький» и «Я шагаю по Москве». Эти стихи и песни были написаны совсем молодым Геннадием Шпаликовым для таких же молодых, влюбленных, радостных, возвышенных и истово верящих ещё в идеалы парней и девчат. Они стали знаком времени, его надежд и пристрастий».
***
«Геннадий Шпаликов рождался как писатель в радостном крике, и крик был его опорой, его поэтическим стилем, закончил он тоже криком безнадежности и тупика».
***
«Он был подрывным реалистом, озаряющим небосклон на народном гулянии. Не случайно долгие годы его кумиром был Владимир Маяковский, ему он подражал в стихах и поступках в свои суворовские годы. Его повторил он и в последнем жизненном действии. Он с серебряной легкостью воплотился в кратком поэтическом миге – и остался в нем навсегда как воздушный памятник эпохе. Геннадий Шпаликов изначально мечтал, как всякий романтик, утвердить себя на веки, преодолеть кратность бытия…».
«Сценарии Шпаликова полны, казалось бы, мимолетных зарисовок, быстротечных деталей жизни, пейзажных этюдов. Но и из этих обыденных примет жизни он выбирает не угрюмые, не злые, не ожесточающие. Он сам, как легкий летний дождик, как ветерок, не ломающий деревья, озорно раздувающий юбки у смеющихся девушек, смахивающий шляпу с солидного чиновника, подгоняющий кораблик из бумаги, пущенный малышом в дальнее плавание по луже».
***
«Шпаликов был в России шестидесятых годов верным рыцарем поэтического кино».
***
«…в последние годы его жизни он уже не был востребован: поэтическое кино, романтические стихи – кончились, ушли вместе с эпохой Александра Грина и Антуана де Сент-Экзюпери. Такие как Геннадий Шпаликов, не подлежат переделке. Певцы одной пронзительной ноты, они уходят вместе со всеми героями, со всей эпохой».
Список использованной литературы: