185 лет назад в России был основан литературный и общественно-политический журнал «Современник». За 30 лет своего существования – с 1836 по 1866 годы – он стал одним из крупнейших явлений в русской журналистике и литературе, самым содержательным и интересным журналом своего времени, на его страницах выросло целое поколение русских писателей.
Журнал был основан Александром Сергеевичем Пушкиным, после гибели поэта издавался его друзьями во главе с Василием Андреевичем Жуковским, с 1838 года перешел к поэту, критику, профессору и ректору Императорского Санкт-Петербургского университета Петру Александровичу Плетнёву.
В журнале публиковались: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. В. Кольцов и другие известные писатели и поэты того времени.
Несмотря на громкие имена авторов, журнал изначально не был успешен финансово. К 1846 году у него осталось всего 233 подписчика. П. А. Плетнёв был вынужден передать право на издание поэту Николаю Александровичу Некрасову и издателю Ивану Ивановичу Панаеву.
Переход журнала летом 1846 года к поэту Н. А. Некрасову был не случаен. Несмотря на молодость (ему исполнилось всего 25 лет), у Некрасова уже был довольно успешный опыт издательской деятельности. Ещё в 1840-1845 годах он работал в «Литературной газете», где был фактически редактором, там же анонимно и под псевдонимом Н. А. Перепельский печатал стихи, рецензии, фельетоны, пародии. Первые, изданные им в сотрудничестве с В. Г. Белинским, сборники «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), вызвали интерес у читающей публики.
Приобретая права на «Современник» Некрасов хотел создать независимый прогрессивный журнал, объединить в нём передовые силы литературы. Главная роль в идейном руководстве журнала должна была принадлежать Виссариону Григорьевичу Белинскому. Вместе с Белинским в журнал перешла большая часть талантливых молодых писателей, сотрудничавших с журналом «Отечественные записки», издаваемым Андреем Краевским.
Биография Н. А. Некрасова (1821-1878), 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году, с этого времени неотделима от истории его издательской и журналистской деятельности. Он смог возродить журнал, привлечь лучших авторов, сделать журнал популярным и продаваемым.
Талантливый и популярный писатель стал успешным издателем. Это уникальный случай в истории русской литературы.
Деятельность Некрасова, журналиста и редактора сначала «Современника», а затем «Отечественных записок», была тесным образом связана с освободительным движением, журналы Некрасова неизменно являлись оплотом передовой общественной мысли.
Уже при отборе произведений была продекларирована приверженность Н. А. Некрасова реалистичному направлению в русской литературе, так называемой «натуральной школе».
В поэме «В. Г. Белинский» Некрасова так охарактеризовал обстановку общественного и литературного безвременья, в условиях которой осуществлялось издание журнала.
Тогда всё глухо и мертво
В литературе нашей было:
Скончался Пушкин; без него
Любовь к ней в публике остыла...
В боренье пошлых мелочей
Она, погрязнув, поглупела...
До общества, до жизни ей
Как будто не было и дела.
«Современник» был призван освежить литературную и общественную жизнь. С самого начала Некрасов стремился создать журнал, соответствующий названию, который бы освещал современное состояние науки, искусства и литературы, как отечественной, так и вообще европейской.
Согласно утвержденной правительством программе, каждый из ежемесячных номеров должен был включать разделы: «Словесность» (отечественные и переводные поэтические и прозаические произведения); «Наука и художества» (статьи об истории, о достижениях науки и явлениях искусства в России и за рубежом); «Критика и библиография» (критические статьи о новых книгах русских и европейских авторов, в том числе обзоры русской литературы за истекший год); «Смесь» (публикации о географических и научных открытиях, биографии известных ученых, бытовые очерки и юмористические рассказы, заметки о наиболее значимых музыкальных и театральных премьерах); «Моды» (последние новости парижских домов моды). Предполагалось, что к каждому номеру будет прилагаться гравированная на меди и раскрашенная в Париже картинка мод из лучшего французского модного журнала.
Первый номер нового «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Некрасову и Белинскому удалось собрать уникальный материал и сделать его событием в литературной и общественной жизни. В первый номер были включены статьи В. Г. Белинского, стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка», стихи Н. П. Огарева и И. С. Тургенева, юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского; статья историка К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России». Был напечатан рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало знаменитому циклу «Записки охотника» И. С. Тургенева, повесть И. И. Панаева «Родственники».
Для Некрасова возможность руководить крупным журналом, находиться в центре литературной жизни, быть свидетелем и непосредственным участником рождения новой литературы значила очень много. С момента выхода первого сборника он не мыслил своей жизни без профессии редактора и издателя. Но принося несомненное удовлетворение, эта деятельность требовала невероятных усилий даже для привыкшего к интенсивной деятельности поэта: изнурительные согласования с цензурой, поиски средств, которых постоянно не хватало, поиск новых авторов и переговоры с ними отнимали практически всё время. В своих многочисленных письмах Некрасов сообщает последние журнальные новости, торгуется с авторами, просит немного подождать с гонораром или обещает прислать деньги вперед (для того, чтобы заполучить нового сотрудника или автора); просит приятелей прислать что-нибудь новое, напоминает о неисполненных обещаниях.
В письме Тургеневу 9 января 1850 года он пишет: "… невероятное, поистине обременительное и для крепкого человека количество работы … чтобы составить одну только 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), ... переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец написал полсотни писем, был каждый день, кроме лихорадки, болен еще злостью, разлитием желчи и проч." (Полное собрание сочинений и писем, Т. 10, 1952)
Работа в журнале отнимает столько сил, что страдает творчество – с 1847 до 1854 года Некрасов напишет незначительное количество стихотворений.
Огромным испытанием для Некрасова и всех его соратников стал 1848 год. Революция во Франции и прокатившаяся волна революций практически по всей Европе вызвали неподдельный интерес и сочувствие у образованной части общества и жесткую реакцию правящих кругов. Император Николай I был готов сделать всё, чтобы не допустить проникновения революционных и либеральных идей в российское общество.
Особое внимание стало удаляться прессе. Был создан особый комитет для рассмотрения действий цензуры и соответствия журналов утвержденным программам. От издателей оппозиционных «Современника» и «Отечественных записок» стали требовать не только не публиковать предосудительные с точки зрения власти произведения, но всячески доказывать свою благонадежность, размещая верноподданнические материалы, содействующие охранительной политике правительства.
С целью сохранения журнала Некрасову приходилось лавировать, занимать выжидательную позицию: он просит авторов смягчить резкие высказывания, сам внимательно просматривает каждый материал, от некоторых статей отказывается. Но даже после этого многие произведения отвергаются официальной цензурой.
Это приводит к тому, что «Современник» утрачивает самобытность. Всё меньше публикуется произведения современной русской прозы, их место занимают романы зарубежных писателей Г. Филдинга, Ж. Санд и других, печатающихся с продолжением в течение года.
Необходимость наполнить «Современник» заставляет Н. А. Некрасова вместе с писательницей А. Я. Панаевой взяться за создание длинного приключенческого романа «Три страны света», который публикуется в течение 1848-1849 годов. Затем совместно написан новый сериальный роман «Мертвое озеро». Эти произведения были созданы по законам массовой литературы, пользовались популярностью.
В журнале всё чаще печатаются материалы, избегающие острых тем: описания путешествий, научные очерки о развитии естественных наук, статьи по истории, переводы произведений второстепенных зарубежных писателей. «Современник» постепенно теряет традиционных подписчиков.
К этому времени Некрасов приобретает статус солидного издателя и редактора, сложившаяся репутация «Современника» как ведущего журнала страны даёт возможность постепенно привлекать новых авторов. В 1849-1850 годах складывается круг авторов, соответствующий эпохе застоя. Среди них А. В. Дружинин, дебютировавший популярной повестью «Полинька Сакс», посвященной эмансипации женщин, Д. Григорович, Е. Тур, А. Ф. Писемский, опубликовавший роман «Богатый жених». Из прежних авторов остался верен журналу И. С. Тургенев. Кроме нескольких рассказов из «Записок охотника» в журнале были опубликованы его повести «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Муму».
В июле 1852 года в журнал приходит рукопись повести «Детство», написанная начинающим автором, молодым офицером Л. Н. Толстым. Впоследствии в журнале было опубликовано ещё несколько произведений Толстого: «Набег» (1853), «Отрочество» (1854).
Характерным для периода реакции и застоя становится обращение к лирике и юмору, менее подверженным цензуре. В 1853-1854 годах в журнале появляется много новых авторов-поэтов: Я. П. Полонский, А. А. Фет, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, активнее печатается сам Н. А. Некрасов. В 1864 году в разделе «Ералаш» впервые появился на свет знаменитый Козьма Прутков (А. М. Жемчужников, В. М. Жемчужников, А. К. Толстой).
В 1855 году заканчивается «мрачное семилетие» - умирает Николай I, новый император Александр II проводит более либеральную политику. Для издателей заканчивается период выживания, наступает необходимость искать новые цели и смыслы в условиях относительной свободы печати и периода преобразований.
Большую роль в этот период сыграл один из недавно пришедших сотрудников – Н. Г. Чернышевский, выдвинувший идею служения литературы и искусства общественному благу. Это вызвало полемику среди постоянных авторов, многие из которых придерживались идеи чистого искусства, выдвигали на первый план художественную ценность произведения.
Для Некрасова как крупного издателя было важно, невзирая на собственные предпочтения, уловить общественный запрос, выбрать правильное направление развития журнала, определить круг будущих читателей. Необходимо было не только определить содержание журнала и круг его авторов, но решить коммерческие вопросы существования журнала (находящегося в сложном финансовом положении), которые зависели от числа подписчиков.
Некрасов выбирает сторону Чернышевского, что приводит к конфликтам с Тургеневым, Григоровичем, Толстым. Некрасову приходилось выступать посредником между противоборствующими сторонами.
Роль примирителя сторон первоначально удается. В 1855-1856 годах в «Современнике» публикуются «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, фрагменты «Фрегата Паллада» И. А. Гончарова, пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», с журналом начинает сотрудничать драматург А. Н. Островский.
В 1856 году Н. Г. Чернышевский приводит в журнал Н. А. Добролюбова. Они на несколько лет определяют политику журнала. Журнал постепенно меняется в сторону общественно-политического издания, становится органом радикально настроенных демократов.
Некрасов являлся не только издателем и редактором «Современника», но и одним из его постоянных авторов, помещая на страницах журнала свои стихи, рассказы, романы и критические статьи. Редакционная политика журнала совпадает с демократической и антикрепостнической направленностью творчества самого поэта. Некрасов стал выразителем настроений разночинной интеллигенции, возглавил «гражданское» направление в поэзии, его стихи особенно популярны в среде революционной молодёжи. Некрасовская поэзия смогла открыть читателю реальный духовный мир русского крестьянства и городских низов, выразила их чувства, стремления, идеалы. С его приходом в поэзии появляются непоэтические, на первый взгляд, картины жизни, рождаются новые герои, принося с собой интонации живой устной многоголосной речи.
Несмотря на уход из журнала таких писателей как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович тираж «Современника» в 1861 году достиг рекордной цифры – свыше семи тысячи экземпляров. В журнал приходят такие авторы как М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, Г. Г. Помяловский.
За двадцать лет издания и редактирования журнала Некрасова выпустил свыше 200 томов, объём отдельных номеров достигал 400 страниц. Случались дни, когда из-за цензурных препон нечего было печатать, не было средств для оплаты бумаги, услуг типографии или гонораров. Всё это приходилось преодолевать ценой невероятных усилий и потери здоровья. В 1856 году Некрасов вынужден надолго оставить свое детище из-за отъезда за границу для лечения. В этот период выходит книга стихотворений поэта, ставшая крупным литературным и общественным событием.
Начало 60-х годов стало временем жестоких испытаний. В ноябре 1861 года умирает Добролюбов, в июле 1862 года был арестован Чернышевский. Многолетние цензурные преследования приводят к приостановке издания в июне 1862 года на 8 месяцев. Однако Некрасов мужественно отстаивает революционно-демократическую направленность журнала. В 1863 году в «Современнике» опубликован роман «государственного преступника» Чернышевского «Что делать?», написанный им в Петропавловской крепости. Общественно-политическая ситуация в стране обостряется, неудавшееся покушение в 1866 году на Александра II приводит к ужесточению цензуры. В июне 1866 года журнал был окончательно закрыт.
После закрытия «Современника» Некрасов не сдается. Не проходит и года, как он начинает переговоры с владельцем «Отечественных записок» А. Краевским о покупке, которые увенчались успехом, с 1868 года журнал занимает место закрытого «Современника». В состав редакции входит М. Е. Салтыков-Щедрин, публикуются авторы, придерживающиеся демократических взглядов: Н. Успенский, Ф. Решетников, В. Слепцов. Журнал становится одним из главных проводников идей народничества. Заботы о журнале по-прежнему поглощают много времени и сил: приходится заниматься будничной редакторской работой, чтением и правкой корректур, финансовыми вопросами. Это был настоящий общественный подвиг. Но особенно тяжелым и изнурительным было постоянное противоборство с цензурой.
Калининградская областная научная библиотека не имеет оригинала журнала периода 1836-1846 годов, но располагает его факсимильным изданием.
Оригинальные издания «Современника» периода 1847-1866 года представлены 44 номерами разных лет, в том числе первым номером журнала за 1847 год.
Журнал «Современник» является ярким представителем так называемых «толстых журналов». Они возникли в России в середине XVIII века по образцу западноевропейских. Но вскоре обрели свое неповторимое лицо и сыграли важную роль в развитии русской литературы и общественной жизни. Лучшие отечественные «толстые журналы» обладали особыми качествами: сочетание литературной и общественно-политической тематики; наличие ярко выраженной художественной и идеологической направленности; неразрывная связь с читателем.
Среди представителей великой русской литературы середины и второй половины XIX века нет ни одного, кто не был связан с журналами «Современник» и «Отечественные записки».
Почти четырнадцать лет с «Современником» сотрудничал И. С. Тургенев, «литературным крестником» журнала стал Л. Н. Толстой, в журнале публиковались фрагменты знаменитой трилогии И. А. Гончарова, печатались А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен и многие другие.
«Современник» стал неотъемлемой и яркой страницей литературной и общественной жизни страны середины XIX века, вошел в историю русской журналистики и литературной критики.
Список использованной литературы: