В 2024 году исполняется 235 лет со дня рождения Михаила Николаевича Загоскина (1789-1852) – одного из родоначальников жанра русского исторического романа, автора популярных пьес, видного деятеля в области театрального и музейного дела Москвы, подлинного патриота России.
В связи с 150-летием со дня смерти в 1902 году в Санкт-Петербурге у издателя и книгопродавца В. И. Губинского вышел двухтомник произведений М. Н. Загоскина. Книга увеличенного формата, с яркими издательскими коленкоровыми переплетами с тиснением в стиле модерн, красивым растительным форзацем.
Фонд редких книг Калининградской областной научной библиотеки располагает вторым томом издания.
Загоскин М. Н. Полное собрание сочинений М. Н. Загоскина. В двух томах. Том 2 М. Н. Загоскин. – Санкт-Петербург: Издание В. И. Губинского, 1902.- 1499 стлб. : портр.
В него вошли: историческая повести «Кузьма Рощин» (1836), «Искуситель» (1838), «Тоска по родине» (1839), очерки «Москва и москвичи», пьесы, стихи, статьи. Одна из статей из журнала «Соревнователь просвещения и благотворения» «Путешественник», написана в виде писем россиянина о путешествии за границей, в том числе о посещении Пруссии и Кёнигсберга.
Михаил Николаевич Загоскин – автор восьми романов, более двадцати повестей, комических пьес, стихов был одним из самых плодовитых, популярных и издаваемых писателей первой половины XIX века.
Самое известное произведение Загоскина – исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» – ещё при жизни автора было переиздано около десяти раз, переведено на шесть европейских языков. С похвалой о нём отзывались Вальтер Скотт и Проспер Мериме. Вошедшие впоследствии в золотой фонд русской литературы произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя не имели в те годы подобного успеха.
Михаил Загоскин родился 14 (25) июля 1789 года в имении отца в Пензенской губернии. Не получил систематического образования, но рано пристрастился к чтению. Больше всего интересовался книгами по истории, сентиментальными драмами Августа Коцебу и полными мистических тайн готическими романами Анны Радклиф.
Уже в тринадцать лет поступил на службу: служил в казначействе, банке, Горном департаменте. Война 1812 года кардинально изменила его судьбу. В августе 1812 года добровольно поступил в 4-ю дружину Санкт-Петербургского ополчения с чином подпоручика в составе 1-го отдельного пехотного корпуса генерала П. Х. Витгенштейна, сражался под Смолянами, под Полоцком был ранен в ногу, за храбрость награжден орденом. В 1813 году назначен адъютантом генерал-лейтенанта Ф. Ф. Левиза, с войсками которого проследовал через Восточную Пруссию (Кёнигсберг) к Данцигу, участвовал в его осаде. В 1814 году был уволен из армии.
После отставки приехал на родину в село Рамзай. Здесь сочинил первую комедию «Проказник». Возвратившись в Петербург в 1815 году, снова поступил на службу, но решил заняться творчеством. Передал рукопись пьесы без указания автора известному комедиографу князю А. А. Шаховскому.
Произведение Шаховскому понравилось, он познакомился с автором и стал ему помогать. Первой пьесой, поставленной в театре, стала «Комедия против комедии, или Урок волокитам» (1815). Шумный успех имела постановка комедии «Г н Богатонов, или Провинциал в столице». Она шла почти ежегодно в театрах Москвы и Петербурга с 1817 по 1831 годы. Последовало еще несколько комедий, регулярно появляющихся на театральных афишах.
Всю жизнь Михаил Николаевич Загоскин находился на государственной службе в разных ведомствах, поскольку был небогат и жил на жалованье.
В 1818-1820 годах служил помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Кроме выполнения обязанностей по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении первых российских правил каталогизации, предложенных директором библиотеки А. Н. Олениным. Совместно с Иваном Андреевичем Крыловым составил два тома каталога русской книги.
В 1820 году переехал в Москву. Уже в зрелом возрасте впервые стал писать поэтические произведения. В 1821 создал первые пьесы в стихах. Особым успехом пользовалась стихотворная комедия «Благородный театр», пережившая несколько постановок в 1827–1841 годах.
Много лет отдал театру. Двадцать пять лет служил в театральном ведомстве, из них десять лет возглавлял дирекцию московских театров. За заслуги перед театральным делом, в том числе за постройку здания Малого театра, получил чин действительного статского советника, награжден орденами. Единственный из русских драматургов был удостоен чести иметь авторские кресла в московских и петербургских театрах.
В 1833–1836 годах Михаил Загоскин был избран председателем Общества любителей российской словесности. В 1832 году стал членом Российской Академии, в 1841 году - почетным членом Академии наук по отделению русского языка и словесности.
С 1842 и до кончины в 1852 году М. Н. Загоскин занимал должность директора Московской Оружейной палаты. Под его руководством в 1844–1851 гг. было построено здание Палаты, сотрудники музея провели работу по переносу экспонатов в новое помещение и подготовке экспозиции, началась работа по публикации сокровищ музея. С 1849 года стал издаваться сборник «Древности Российского государства», где были опубликованы многие исторические предметы из собрания Оружейной палаты.
Конец XVIII – первая треть XIX века – время небывалого внимания к отечественной истории. Появляются не только исторические труды, но и первые исторические повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (1792), «Марфа Посадница» (1803). После него долгое время не было интересных читающей публике произведений. В то время в России главенствовала поэзия, образованная публика читала в основном западноевропейскую прозу: Руссо, Ричардсона, мадам де Сталь и других.
В 1820-е годы особой популярностью пользовались исторические романы Вальтера Скотта, в которых сочетались исторические факты и вымысел, использовались романтические и реалистические приёмы изображения. Главные герои его произведений – обычные люди определённой исторической эпохи, в которых отражались национальные характеры, нравы и дух того или иного народа. Исторические персоны чаще всего действовали на втором плане, обязательно присутствовала романтическая линия.
Популярность Вальтера Скотта была настолько велика, что в литературах разных стран авторы исторических произведений удостаивались «звания» национального Вальтера Скотта. Среди них был и Михаил Николаевич Загоскин. Его назвали «русским Вальтером Скоттом».
В 1827 году Загоскин задумал написать исторический роман. В 1829 году он вышел из печати под названием «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Успех роман был феноменальным. И неискушенные читатели, и известные литераторы приветствовали его появление. По свидетельствам современников роман читали при дворе, в великосветских и купеческих гостиных, в мастерских простолюдинов.
Восхищались романом А. Пушкин, И. Крылов, П. Гнедич, В. Жуковский. В. Г. Белинский писал: «Это была первая попытка заставить в русском романе говорить и действовать людей по-русски. После него имя Загоскина сделалось известным всей грамотной России».
«Юрий Милославский» – роман о России, о русском патриотизме, непоколебимом русском духе, тяге народа к единению во имя спасения Отечества.
Интерес был обусловлен временем появления – ещё живы были воспоминания о недавней Отечественной войне 1812 года. Роман был посвящён одному из самых сложных периодов русской истории XVII века – периоду Смуты. Погружение в трагические и героические страницы двухсотлетней давности, когда народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским гражданином Кузьмой Мининым поднялось на освобождение родной земли от иноземных захватчиков, перекликалось с пережитыми недавно событиями.
В центре увлекательного романа не исторические лица, а вымышленные герои, участники борьбы с польскими захватчиками. Главный герой - благородный и честный юноша из именитого и славного боярского рода - присягал в верности польскому королевичу Владиславу, так как видел в нём спасителя от междоусобных войн. Но вскоре понял свою ошибку и после многочисленных приключений стал сторонником Минина и Пожарского. Большое внимание Загоскин уделял личной жизни героев.
Героев романа характеризуют любовь к отечеству, благочестие, отчаянная храбрость, терпение, широта натуры, радушие, природный ум и смекалка.
Среди почитателей романа – Александр Пушкин. Он видел причину успеха романа в том, что автору удалось создать занимательные картины старинной русской жизни, угадать русские характеры, хотя отмечал, что изображение исторических лиц – слабая сторона творчества Загоскина.
Импонировал читающей публике и подлинный патриотизм писателя, созвучный настроениям общества.
Вдохновлённый успехом романа, запросами и ожиданиями читателей, Михаил Загоскин задумал написать новое произведение о патриотизме русских в критические для страны времена.
В 1831 году был опубликован новый роман уже о страницах недавнего прошлого «Рославлев, или Русские в 1812 году». Об ожиданиях нового произведения говорит тот факт, что «Рославлев» стал первым русским романом, выкупленным книгоиздателем за большую сумму ещё до его завершения.
Роман о любви главного героя романа к невесте, которая изменяет данному ему слову и выходит замуж за французского офицера. Рославлев - подлинный патриот, отважный воин, попадает в сложные ситуации в годы войны. Описания военных событий, на фоне которых развивается сюжет, основаны на личном опыте автора. Судьба героини трагична: мужа убивают, соотечественники мужа презирают ее, русские считают предательницей. Роман написан живо и увлекательно.
Но роман не превзошёл успеха «Юрия Милославского», его критиковали за ходульность образов, отсутствие органической связи между любовной интригой и сюжетной канвой, прямолинейность, схематичность, хотя до появления эпопеи Л. Толстого «Война и мир» он был главным произведением об Отечественной войне 1812 года.
В 1833 году вышел в свет третий исторический роман «Аскольдова могила». В нём автор обратился к временам киевского князя Владимира Святославовича. По-прежнему, основная любовно-бытовая линия развивается на фоне исторических событий – борьбы язычества и христианства, династических конфликтов. Роман послужил основой либретто популярной одноимённой оперы А. Н. Верстовского.
Отдал Загоскин дань популярному в те годы жанру фантастической и мистической романтической новеллы – написал цикл «готических» произведений «Вечер на Хопре».
В 1842–1850 годах появилась серия бытописательских очерков «Москва и Москвичи. Записки Богдана Ильича Бельского, издаваемые М. Н. Загоскиным». Написанные от имени отставного военного, горячего патриота и истинного христианина, очерки описывают быт и нравы москвичей.
Всю жизнь Михаил Загоскин писал комические пьесы, в которых не было сатиры или обличений. Он высмеивал мотовство, отсутствие здравомыслия, преклонение перед всем иностранным. Положительные герои его пьес рассудительны, добродетельны, любят всё истинно русское.
В 1840-е годы Загоскин написал ещё несколько исторических романов, движущей силой которых была любовная линия на фоне исторических событий. «Кузьма Петрович Мирошев, Русская быль времен Екатерины II» (1842), «Брынский лес. Эпизод из первых годов царствования Петра Великого» (1845) и «Русские в начале осьмнадцатого столетия. Рассказ из времен единодержавия Петра I» (1848).
Все его произведения проникнуты духом патриархальности, свойственными автору православно монархическими убеждениями, любовью к Отечеству. Загоскин протестовал против засилья иностранных слов в русском языке, космополитизма.
Михаил Загоскин оставался популярным при жизни, но так и не смог превзойти успеха первого романа «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», несколько раз переиздававшегося ещё при жизни автора. От Загоскина ждали шедевров, а не просто увлекательных историй из жизни русского народа.
В произведениях Загоскина соединялись увлекательная интрига, мастерство в описании быта и нравов народа, добродушный юмор, чувствительность – с однобокостью и прямолинейностью общественных и нравственных понятий, морализаторском, шаблонностью и схематичностью литературных приёмов. Многое из его творческого наследия не выдержало испытание временем.
Вместе с тем, критикуя общественные взгляды и творчество Михаила Николаевича Загоскина, современники единодушно отмечали его высокие человеческие качества: искренность, честность, веселость, доброту и доверчивость.
Добродушие его было хорошо известно. Он спокойно переносил замечания в свой адрес, понимал свою второстепенную роль в литературе, искренне восхищался талантом И. Крылова, А. Пушкина, В. Жуковского. Но не выносил нападок на Россию и русского человека, сразу мог вспылить.
На его памятнике в Рамзае (1978, скульптор Н. А. Матвеев) выбиты слова: «Человек, не любящий свое Отечество, жалок, а тот, кто осмелится поносить его, заслуживает всеобщее презрение».
Список использованной литературы: