Бесчисленные дамбы, большие, средние и малые каналы, десятки плотин и насосных станций наглядно убеждают сколько тяжелого труда вложено в эти земли в течение столетий. Поражает необычность пейзажа, их голландский калорит - хрупкое равновесие суши и воды. Таковы польдерные земли Полесского и Славского районов.
Первые работы по строительству каналов и мелиорации этой земли относятся к XIV веку. Тогда для защиты сельских угодий от обильных дождей и половодья стали сооружаться дамбы. В 1395 году великий магистр Конрад фон Юнгинген решил соединить каналом реки Дайме (Дейма) и Прегель (Преголя) в районе Тапиау (Гвардейск), а также выпрямить русло самой Деймы в интересах судоходства. В те же времена на землях орденского государства были созданы управления осушительных и оросительных работ.
Во второй половине XVII - начале XVIII века под руководством графини Луизы Катарины фон Трухзес было осуществлено строительство судоходных каналов между реками Дейма и Гильге (Матросовка). Изначально строился 6-и километровый канал между реками Гильге и Немонин в районе Зекенбург (Заповедное). Второй канал протяженностью 19 км соединил Дейму с Немонином. Общее время строительства составило 9 лет (1688 - 1697 гг.). Каналы получили название в честь курфюрста Фридриха III - каналы Фридриха (Малый канал Фридриха и Большой канал Фридриха). Их современные названия Немонинский и Полесский соответственно. Общая протяженность пути от Полесска до Советска по каналам составила около 70 км. Каналы не только обеспечили безопасное судоходство по внутренним водам, но и существенно положительно повлияли на всю экономику севера Восточной Пруссии. Началось быстрое заселение прилегающих осушенных земель. В 1725 году построена 11-и километровая береговая защитная дамба вдоль Большого канала Фридриха. В 1833 году, в целях сокращения пути и спрямления фарватеров был вырыт 5-и километровый Зекенбургский канал (Приморский канал).
К планомерной мелиорации угодий и освоению польдеров немцы приступили с середины XVII века. Закрытый дренаж стали применять в начале XIX века. Наиболее интенсивно мелиорационные работы проводились в конце XIX - начале XX века. В этот период русла большинства рек были дамбированы, Гильге на судоходном участке стала Гильге-каналом, появился судоходный Тимбер канал (Головкинский канал), созданы Западный и Восточный мелиорационные каналы. На берегах рек и каналов построены насосные станции и плотины, регулирующие уровень воды прилегающих мелиорационных канав.
К 1939 году на севере Восточной Пруссии были осушены 889,4 тысячи гектар, из них закрытым дренажем - 420,5, открытым - 468,9. Площадь польдерных земель достигла 91,7 тысяч гектар. Возведены 600 км дамб, проложено около 30 тысяч километров каналов, построены 116 насосных станций с общей подачей 102,7 кубометров в секунду.
Схема "Каналы и реки Полесского и Славского районов"