Аннотация к книге
Прощаясь с прошлым и заглядывая в будущее, новая книга эссеистики Александра Гениса «Кожа времени» прежде всего фиксирует перемены. Мелкие и грандиозные, они все судьбоносны, ибо делают сегодняшний день разительно не похожим на вчерашний.
«Труднее всего – узнать, услышать, разглядеть, ощупать, заметить, поймать и приколоть к бумаге настоящее. У всех на виду и как раз поэтому не всегда заметное, оно превращает нас в современников и оставляет следы на коже. Как татуировка». Александр Генис
Факты о книге
• Новая книга автора бестселлеров «Камасутра книжника», «Обратный адрес», «Довлатов и окрестности».
• Тексты в сборнике сгруппированы в три цикла ранее не опубликованных эссе, которые складываются в связную книгу о прошлом, настоящем и будущем.
• Заглавный цикл эссе «Кожа времени» посвящен настоящему. В нем читатель найдет остроумные размышления о сути времени и свойствах памяти, сущности и предназначении научной фантастики, привязанности к мобильным телефонам, Хью Хефнере и виртуальном сексе, шеринговой экономике...
• В книгу вошло эссе‑рефлексия по поводу карантина, в которой Генис обращается к наследию Бокаччо, Пушкину, Бродскому и Камю, выводя «центральную метафору пандемии» – расколотый глобус.
• Языку Александра Гениса свойственна афористичность, легкость и концентрированная точность: «Учтивое обращение со временем красиво, как всякое бесполезное и потому вымирающее искусство, вроде целомудрия и умения повязывать галстук».
Цитаты из книги
«Универсальная примета нашего странного времени – глаза, опущенные долу. Впрочем, те, кто идут позади и на нас натыкаются, тоже смотрят вниз – на свои телефоны. От них не отрываются в кино и постели, за рулем и ресторанным столиком, в кругу друзей и наедине с любимой, даже (сам видел) в венецианской гондоле. Что же мы надеемся увидеть на голубых экранчиках такого важного, ради чего готовы отключиться от окружающего, даже тогда, когда это чревато аварией, скандалом или чрезмерной, как в эпизоде с Венецией, глупостью?»
«Презрев прагматическую пользу, телефон давно перерос свое утилитарное прошлое. Из заурядного средства связи он превратился в экзистенциальное орудие, утверждающее и умножающее наше присутствие в этом мире. Включая телефон, мы каждый раз убеждаемся в собственном существовании и делимся им со всеми. Телефон, как пульс, посылает сигналы, говорящие о том, что мы живы, что мы есть – здесь и сейчас».
«Туалетная бумага – примета будничного обихода, незаменимая для сохранения цивилизованного быта, даже если он сам – с нее толщиной. Без туалетной бумаги можно обойтись, но трудно притворяться, что ничего не изменилось, что спасающей наши нервы рутины больше нет и нам нужно играть по новым правилам, которые меняются каждый день и не нами».
«Спустя века прогресса мы тоже падки на радикальные меры вроде лечения хлоркой. Чувствуя себя беспомощными перед пандемией, мы всё время говорим либо о ней, либо о том, что будет после нее. И это понятно. Всемирная пауза вырыла дыру в настоящем. Мы его пережидаем, тоскуя по прошлому и пугаясь будущего. Но похоже, что оно уже наступило, и давно, а вирус послужил всего лишь катализатором реакции».
«Наше время не циклично, а линейно. Оно сквозь нас либо сыплется, как песок в часах, либо вытекает, как вода в клепсидре, и чем больше я старею, тем старательнее пытаюсь услышать эту капель. Надеясь разобрать, что говорит проходящее по мне время, я хочу его подслушать и за ним подсмотреть».
Об авторе
Александр Генис родился в Рязани (1953), вырос в Риге, живет (с 1977) в Нью-Йорке и горячо интересуется всем остальным миром, изрядная часть которого попала в его энергичные книги. Не зря Милорад Павич назвал их «пульсирующим потоком взрывов». В его биографии, описанной в книге «Обратный адрес», – работа в легендарном «Новом американце», Радио Свобода, («Американский час»), авторская рубрика в «Новой газете», статьи в толстых журналах и колонки – в гламурных. Но больше всего, разумеется, книг, и для каждой Генис придумывает оригинальный жанр. Иногда это – лирическая культурология («Вавилонская башня»), иногда – филологический роман («Довлатов и окрестности»), иногда – теологическая фантазия («Трикотаж»), иногда – искусствоведческие капризы («Картинки с выставки»). Какими бы ни были его опусы, их объединяет кредо: писать густо и смешно, глубоко и просто. Поделив жизнь между письменным («Довлатов и окрестности») и обеденным («Колобок») столом, между Старым («6 пальцев») и Новым («Американская азбука») Светом, между Востоком («Билет в Китай») и Западом («Странник»), между литературой («Уроки чтения. Камастура книжника») и искусством («Картинки с выставки»), Генис в своих книгах упорно поднимает литературу нон-фикшн до той вершины, где она становится литературой просто, отвоевывая себе особое место.
Библиографическое описаниеГенис, Александр Александрович. Кожа времени : книга перемен : [сборник эссе : 16+] / А. Генис. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. - 509, [1] с. ; 21 см. - (Уроки чтения). - Вар. загл. : Книга перемен. - Содержание: Некрологи : цикл эссе ; Кожа времени : цикл эссе ; Заповеди : цикл эссе. - 3500 экз.
Инв. номер: 1231270 - АБ