Аннотация к книге
«Анна Каренина» – наверное, самое загадочное произведение Льва Толстого. Почему оно до сих пор вызывает споры? Мы многого не знаем о суровых законах и парадоксальных нравах золотого девятнадцатого века. Павел Басинский исследует роман глазами любопытного и преданного читателя. Факты, собранные вместе, удивляют, обескураживают и дают объяснение многим странностям этой трагической истории любви.
Павел Басинский – писатель, журналист, литературовед. Его увлекательные документальные книги о жизни и творчестве Льва Толстого подняли в обществе новую волну интереса к феномену «яснополянского апостола» («Лев Толстой: Бегство из рая», «Святой против Льва», «Лев в тени Льва»). Лауреат премии «Большая книга».
«Я отдаю себе отчет, что никакой подлинной истории Анны Карениной не существует. Анн Карениных столько же, сколько читателей этого романа. Но я льщу себя надеждой, что моя книга поможет таким же, как я, фанатикам, подсевшим на этот роман, разобраться в своих личных Аннах. Разумеется, не согласившись со мной», – Павел Басинский.
Цитаты из книги
«Роман – это "шалость", это что то из французской литературы. И еще это что то для женщин. А он писатель серьезный. И вдруг на тебе! Выскажу странную мысль... Начав писать "Анну Каренину", Толстой, как и его героиня, совершает измену, но в этом случае в отношении того, чем он занимался в промежутке между окончанием "Войны и мира" и началом работы над "Анной". Он чувствует это, как Анна чувствует, что совершает что то преступное, но "не может иначе" (ключевая фраза в романе, которую произносят и Анна, и Вронский, и Левин). Так и Толстой чувствует, что вроде бы сел не в свои сани, но "не может иначе" и будет нахлестывать рысака и умчится в чужих санях в неизвестность. Ему и страшно, и весело!»
«Мазурка – главный танец, который с XVIII века считался "местом", где решались судьбы и устраивались браки. У этого танца сложная драматургия. Мазурка – танец продолжительный по времени и дающий возможность "проиграть" отношения между дамой и кавалером. <...> Во время мазурки можно разыграть что то вроде "петушиного боя", когда мужчины устраивают небольшой танцевальный батл. Громкие удары каблука, резкие взмахи руками, имитирующие натягивание поводьев, хромое па (pas boiteux), напоминающее о "ранениях в бою". В то же время мазурка демонстрировала грациозность дам, их характер, но и постепенную "сдачу" рыцарю своего сердца».
«...главная проблема в самой Анне. Презирая и нарушая законы света, она путает карты всем окружающим, которые тоже вынуждены вести себя не по правилам. В конечном итоге Лидию Ивановну можно пожалеть. Она губит Анну не потому, что Анна является ее соперницей в борьбе за Каренина, а потому, что она задает не те правила игры, по которым принято играть в свете. Анна взрывает Систему, и Система мстит ей не потому, что она злая в конкретных ее представителях, а просто потому, что она – Система и не терпит взрывов».
«Толстой считал брак, как и смерть, "безвозвратным" поступком. "После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее, безвозвратнее брака“, – писал он в дневнике.
Анна "безвозвратным" поступком считает не только брак, но и свою измену. После связи с Вронским у нее уже не один, а два мужа, и оба Алексеи. В ее голове происходит то, что на современном языке называется когнитивным диссонансом».
Об авторе
Павел Басинский – российский писатель, литературовед и литературный критик, автор биографий-бестселлеров «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой», «Лев в тени Льва», «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «Большая книга»), «Страсти по Максиму. Горький» и «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадский», лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, лауреат премии «Антибукер», член жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Библиографическое описание
Басинский, Павел Валерьевич. Подлинная история Анны Карениной / П. Басинский. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 378, [1] с. : [12] л. ил., портр., факс. ; 21 см. - (Толстой: новый взгляд). - 7 000 экз.
Инв. номер: 1234066 - ЧЗ